Информация — свойства, виды, проблемы

Новости

Каждый день мы потребляем информацию… Читаем посты коллег в интернете, слушаем музыку, изучаем книги.

С каждым годом количество создаваемой, передаваемой и принимаемой информации растёт. Нам становится всё сложнее и сложнее обрабатывать и усваивать информацию.

Что такое информация? Как она создаётся? Какими свойствами обладает? Давайте разберемся.

Понятие информации

Существует сотни определений «информации». В разных науках понятия информации отличаются.

Информация уничтожает незнание.

Согласно теории Клода Шеннонома, под информацией понимаются не любые сведения, а только те, которые полностью снимают или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления.

Что это значит? Чем неожиданнее новость, тем больше информации она несёт для потребителя.

Информация – сведения об объектах окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, уменьшающие имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Содержательность сообщения можно измерять увеличением вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной.

Основные свойства информации

Объективность

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения.

Достоверность

Информация достоверна, если она отражает истину. Недостоверная информация может привести к принятию неправильных решений.

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  • непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).

Полнота

Информация полна, если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочным выводам и действиям.

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может принести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность)

Информация актуальна, если она необходима в настоящее время.

Полезность (ценность)

Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

  • имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
  • имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат; cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Понятность

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Каждый человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом конкретном случае.

Человек постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства, выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному пополнению его знаний об окружающем мире.

Основные виды информации

Классификация информации может быть выполнена по различным критериям. Например,

  1. по форме представления: графическая, текстовая, числовая, звуковая, видео;
  2. по способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая;
  3. по стадии обработки: первичная, вторичная, промежуточная, результатная;
  4. по стабильности: переменная, постоянная;
  5. по функции управления: плановая, нормативно-справочная, учетная, оперативная.

По способу восприятия

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец.

Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь.

Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый.

Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая).

Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно.

Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

По форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация, когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видео-изображением.

По назначению

  1. Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  2. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  3. Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  4. Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Основные виды информационных процессов

Информационный процесс — совокупность последовательных действий над информацией для получения какого-либо результата.

На примере деятельности человека рассмотрим виды информационных процессов.

Получение информации

Получение информации осуществляется человеком с помощью органов чувств. Однако для получения объективной информации, а не субъективной – «на глаз» люди изобрели различные приборы, которые позволяют более детально познавать окружающий мир. Для этого человек использует термометр, барометр, весы, микроскоп и многие другие технические средства.

Обработка информации

Обработка информации выполняется человеком как в уме, так и с помощью вспомогательных средств, таких, например, как счеты или калькулятор. В результате обработки человек делает выводы, получает информацию, новую по форме представления или по содержанию. Например, подбирая на гитаре мелодию любимой песни, человек обрабатывает звуковую информацию и записывает ее в виде нот, меняя форму представления информа­ции. Дополняя рисунок или удаляя из него какие-либо элемен­ты, человек обрабатывает графическую информацию и вносит изменения в ее содержание.

Передача информации

Передача информации от человека к человеку осуществляет­ся при помощи речи, а также с помощью жестов, мимики, услов­ных сигналов. Например, дым костра, взмах флажка, звук бара­банов или сигнал машины могут информировать человека об определенной ситуации. Использование специальных средств, таких как телеграф, телефон, радио, телевидение или компью­терные сети, позволяет человеку оперативно передавать инфор­мацию на большие расстояния.

Хранение информации

Хранение полученной информации необходимо для ее неодно­кратного использования. Человек сохраняет информацию как в собственной (внутренней) памяти, так и во внешней памяти, де­лая, например, записи в телефонной книжке или еженедельнике, дневнике или тетради, на мобильном телефоне или компакт-диске.

Поиск информации

Поиск информации можно провести оперативно, если инфор­мация упорядочена. Использование человеком методов поиска позволяет быстрее находить необходимую информацию. Найти номер телефона в телефонной книжке будет намного проще и быстрее, если такая книжка имеет алфавитный указатель, а человек умеет им пользоваться.

Кодирование информации

Кодирование информации неотъемлемо от человеческой речи. Устную речь человек кодирует с помощью фонем (звуков), письменную речь — с помощью символов. С помощью специальных кодов люди стремятся компактно представить информацию (стенографическая запись, идеограммы), представить ее в форме, удобной для передачи или хранения (азбука Морзе), а также защитить информацию с помощью криптографических секретных кодов (шифр Цезаря, шифр Виженера).

Защита информации

Защита информации, являющейся стратегическим ресурсом современного общества, необходима для предотвращения ее потери, искажения, умышленного уничтожения и незаконного использования. Существуют различные способы защиты информации. Например, может быть организована техническая защита каналов связи, по которым передается информация, дублирование блоков информации или защита информационных хранилищ от несанкционированного доступа с помощью пароля.

Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования

Качество информации – положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества – одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). К потребительским показателям качества информации можно отнести следующие:

  • Репрезентативность – правильность отбора и формирования информации в целях адекватного отражения свойств объекта.
  • Содержательность – семантическая емкость. С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационных систем, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.
  • Достаточность (полнота) – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя)
    характеризовать отображаемый объект и/или процесс.
  • Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным
    потребителем.
  • Актуальность – определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего со времени решения поставленной задачи.
  • Своевременность – означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
  • Точность – определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Достоверность – определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
  • Устойчивость – отражает способность информации реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности.
  • Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
  • Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объем информации с точки зрения данного потребителя.

Внутренние свойства информации

  • Объем информации.
  • Способ организации информации:
    1. Данные, т.е. логически не упорядоченный набор сведений;
    2. Структура данных – логически упорядоченные наборы данных.

Все процессы в природе сопровождаются сигналами. Зарегистрированные сигналы образуют данные. Данные преобразуются, транспонируются и потребляются с помощью методов. При взаимодействии данных и адекватных им методов образуется информация.

Информация – это динамический объект, образующийся в ходе информационного процесса.

Оцени статью:
Статья полезна? — Поделись с друзьями!
Добавить комментарий